Создание школьного библиотечно-информационного центра, как среды, способствующей формированию у обучающихся интереса к книге и чтению
Краткое описание проекта (описание проблемы, на решение которой направлен проект; ожидаемые результаты) | Быстро меняющийся мир своими проявлениями оказывает существенное влияние, в том числе и негативное, приводящее к изменению ценностных ориентаций и обнищанию духовной культуры подрастающего поколения. Мы живем в условиях роста практически неуправляемого потока сведений из различных источников информации. Понимание происходящего осознается в обществе и на всех уровнях власти. Поэтому культура в стране, как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, безусловно, нуждается не только в регулярном совершенствовании, но и в непрерывной координации деятельности задействованных при этом структур общества. Планомерная деятельность этого направления возложена не только на учреждения культуры, но и на образовательные организации, структурные подразделения и ресурсы которых направлены на воспитание и развитие подрастающего поколения. Известно, что результативность воспитательного и образовательного процессов во многом определяется выбранным комплексом педагогических средств воздействия на человека. В настоящее время активно разрабатываются предложения, направленные на повышение эффективности деятельности различных структур системы образования. Прежде всего, это школьные библиотеки, наиболее тесно связанные с образовательной деятельностью организации. Образовательная практика ведущих стран мира показывает, что школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в том числе гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную и досуговую функции. Все функции современной школьной библиотеки перечислены в Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2016 №715). На сегодняшний день функции современной школьной библиотеки изменились: одной из основных является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. В настоящее время обучающихся уже не удивишь компьютером и Интернетом, они в большинстве своём хорошо ими владеют. У современного подростка есть возможности выбора того или иного способа успешного получения знаний или проведения досуга. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня - самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. В Стандартах нового поколения полноправным участником образовательного процесса, влияющим на его результат и качество, декларируется школьная библиотека – современный библиотечно-информационный центр. Основными задачами данного центра является «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления». Поэтому в настоящее время возникла потребность в преобразовании библиотеки из «хранилища» книг в современный информационно-библиотечный центр – школьная библиотека, способный сформировать информационную культуру всех участников образовательного процесса. В образовательной организации должна формироваться информационная образовательная среда, как сфера воспитания и образования, со специальными библиотечными и информационными средствами. Создание на базе школьной библиотеки библиотечно-информационного центра (БИЦ) предполагает обеспечение координации деятельности по формированию информационной культуры учащихся, сбора, аналитико-синтетической обработки и распространения информации. Ожидаемые результаты: В ходе реализации проекта будет достигнуто: 1) Повышение качества организации библиотечно - информационного обслуживания читателей. 2) Обеспечение широкого доступа обучающихся, педагогов и родителей к информационным ресурсам. 3) Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов. 4) Повышение читательской компетентности детей и подростков. 5) Укрепление материально-технической базы. 6) Повышение уровня ИКТ - компетентности сотрудников библиотеки. 7) Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей МОБУ СОШ №49 им. Н.И. Кондратенко: - на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно; - на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры; - на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях; - на организацию совместной работы учащихся и педагогов. |
Цель | Создание библиотечно-информационного центра как качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания детей, родителей, преподавателей на основе внедрения новых информационных технологий. |
Задачи | 1. Провести анализ информационных потребностей всех субъектов образовательного процесса и соотнести их с возможностями библиотеки. 2. Обеспечить участников образовательного процесса - обучающихся, педагогических работников (далее - пользователей) - доступом к информации, культурным ценностям через использование библиотечно-информационных ресурсов школы. 3. Провести пополнение библиотечного фонда художественной литературой, учебниками, информационными ресурсами (бумажные и электронные носители). 4. Увеличить количество читателей, формировать у них информационную культуру, повысить уровень общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ. 5. Развить на базе школьной библиотеки медиатеки. 6. Укрепить материально-техническую базу школы. 7. Создать сайт библиотеки в сети Интернет. |
Срок реализации проекта | 2023 год |
Общая стоимость проекта | 1 000 000 рублей |
Место реализации проекта | Краснодарский край, г. Сочи, ул. Богдана Хмельницкого, 24 |
Целевые группы (прямые благополучатели) | Учащиеся, педагоги, родители, администрация школы, библиотекари, психолого-педагогическая служба |
Сведения об инициаторе проекта | Немченко Екатерина Александровна, ученица 10 Б класса МОБУ СОШ №49 им. Н.И. Кондратенко Руководитель Гросс А.И., зам. директора по НИР |
Контактные данные (телефон, e-mail) | |
Ссылки на проект, презентацию, фотоматериалы | http://49.sochi-schools.ru/shkolnoe-initsiativnoe-byudzhetirovanie/ |