26 февраля – 3 марта Всероссийская неделя профилактики употребления наркотических средств Понятие наркомании и способы профилактики.

26 февраля – 3 марта Всероссийская неделя профилактики употребления наркотических средств Понятие наркомании и способы профилактики.

Распространение употребления наркотиков и наркозависимости - одна из самых серьезных проблем современного общества.
Наркотики – это  психоактивные вещества, способные оказывать воздействие на нервную систему и вызывать изменение сознания человека.
     Основной признак развития наркомании: привыкание к наркотику, необходимость увеличивать дозу и частоту приема, появление физической зависимости от наркотика – абстинентного синдрома, или «ломки» в отсутствие очередной дозы.
     Алкоголь и табак также относятся к психоактивным веществам. Все психоактивные вещества – яды, из-за гибели клеток мозга у наркомана нарушается мышление, снижается интеллект и память. Употребление наркотиков вызывает изменения психики, аналогичные появляющимся при шизофрении: замкнутость, обеднение эмоциональных реакций, расстройства восприятия, двигательные нарушения.
     Поскольку все яды в организме обезвреживаются печенью, прием наркотиков вызывает гибель ее клеток и развитие цирроза. А из-за постоянной стимуляции систем организма у наркоманов быстро истощается сердечная мышца, и значительно снижается иммунитет.
Наркоман лишается большинства своих социальных контактов. Из-за нарушения эмоционально-личностной сферы он становится неинтересен бывшим друзьям, а основной предмет его собственных интересов - поиск и употребление очередной дозы. Поиск денег для покупки наркотиков перемещает людей в криминальные слои общества, а затем толкает на преступления, в том числе и тяжкие.  Гибель от употребления наркотиков наступает очень быстро, что приводит к увеличению смертности среди молодежи.
     Так как склонность к зависимостям формируется в семейной среде, то для профилактики распространения наркомании должна быть доверительная обстановка в семье:
1. Ребенок должен чувствовать в семье, в школе и на улице безопасность для своей жизни. Необходимо, чтобы ребенка изначально научили просить помощи при необходимости, он должен чувствовать себя защищенным. Он должен знать, что дома его любят и ждут независимо от его поведения.
2. С рождения необходимо объяснять детям ценность здоровья и в первую очередь здоровья головного мозга – нашего компьютера.
Чтобы головной мозг хорошо работал необходима перезагрузка –полноценный сон, гимнастика по утрам, полноценное питание и умение чередовать работу и отдых. Отдых – это не полежать на диване со смартфоном, а  это смена деятельности. 
3. У детей должны быть обязательно домашние обязанности на благо семьи, кроме учебы. Тогда ребенок научится самостоятельности, ответственности и не станет зависимым.
4. Необходимо, чтобы ребенок научился чувствовать и проявлять эмоции без вреда для себя и окружающих, научился общаться со сверстниками и со взрослыми. Не боялся проявлять себя.
5. Кроме семьи и школы у ребенка должно быть еще общение в социуме - это кружки, секции. Желательно чтобы их направление было связано с творчеством и спортом, потому что умственной нагрузки хватает в школе.
6. Учить ребенка помогать другим, сочувствовать, доверять и уметь прощать.
Все эти ценности формируются в семье на примере родителей.
Необходимо, чтобы человек научился преодолевать трудности жизни без сильного стресса. Тогда человек не будет бояться жить и не будет избегать жизни в наркотическом забытье.


ГБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики города Сочи» министерства здравоохранения Краснодарского края

Перейти к обсуждению